Чтобы
развеять наши сомнения, мы решили обратиться к человеку, который
несколько лет назад перебрался из нашей страны на Запад, а ныне
стал настоящим экспертом в области «онлайнового предпринимательства».
Его оценки ситуации - далеко не всегда бесспорные - нам показались
хорошей отправной точкой для диалога об Интернет-коммерции на
страницах Наrd'n'Soft. Продолжение же его будет зависеть от
вас.
Знакомьтесь:
Эдвард Призант, начальник отдела Интернет-рекламы в
одном из подразделений концерна Тусо international (www.tyсо.соm).
Независимый эксперт-консультант по WеЬ-маркетингу. Город Чикаго,
штат Иллинойс. За последние три месяца Эдвард принес концерну
больше денег, чем он ему выплатит за следующие десять лет.
А зарплата господина Призанта в месяц составляет... Ну, такие
суммы даже как-то неприлично указывать в наши посткризисные
(предкризисные?) времена.
Концерн
Тусо international, специализирующийся, помимо прочего, на
выпуске труб, вентилей, пожарных кранов и т. п., на мировом
рынке работает более ста лет. Однако в Интернете он присутствует
всего лишь четыре года. Серьезно же к вопросу продвижения
в Сети своей продукции концерн подошел только с приходом Эдварда
— чуть более полугода назад. Сегодня Тусо international имеет
около тридцати собственных Wеb-сайтов. На все свои сто с лишним
заводов.
Такой
большой концерн и так недавно в Интернете... В самом деле,
а стоит ли связывать свой бизнес еще и с Сетью? Для нашего
с вами бывшего соотечественника, превратившегося за две последние
пятилетки в преуспевающего американского предпринимателя,
ответ на этот вопрос очевиден.
—
Эдвард, давайте определимся, что мы понимаем под Интернет-бизнесом?
—
Под Интернет-бизнесом мы понимаем бизнес на Интернете. Любая
реклама, маркетинг, все виды онлайновых продаж, просто баннеры,
рекламирующие определенные Web-сайты, — все это и есть бизнес
(или, говоря более старомодно, коммерция) в Интернете. А далее
существуют различные методы и уровни сложности — от «Позвоните
нам по телефону» и до «Введите номер своей кредитной карты».
—
Все ли виды онлайновых продаж с одинаковой активностью развиваются
в Америке? И какие из них наиболее выгодны?
—
Развиваются все, причем количество Web-сайтов удваивается
каждые 8 месяцев (и это уже устаревшие данные). А вот виды
Интернет-продаж в свою очередь делятся по уровням сложности
сайтов. Для себя я условно определяю три вида:
1.
Информационный Web-сайт: «Позвоните нам или отправьте Е-mail».
2.
«Симуляция» шоппинга - сайт с формами, которые необходимо
заполнить, а вам приходит ответ: «Мы получили вашу информацию
и позвоним вам насчет оплаты» (или нечто подобное).
3.
Настоящий шоппинг — прием кредитных карт в онлайновом режиме.
Правда,
есть и четвертый - как бы усложненный третий — прием карт,
но за ним база данных продукции, которая автоматически подсчитывает
ассортимент в наличии и дает продавцу знать, когда пора закупить
продукцию, какие у него расходы и так далее.
Из
всех перечисленных видов нельзя выделить самый выгодный способ
— все зависит от отрасли и компании.
—
А сообщения типа «Хотите делать бизнес на Интернете?» и т.
п., которые с завидной регулярностью получаешь по Е-mail и
IСО здесь, в России... Вы в Америке такие послания тоже получаете?
—
Нет, лично я, кроме ссылок на порносайты, никаких предложений
по 1СО не получаю. А по электронной почте некоторые пытаются
протолкнуть свой товар, но, на мой взгляд, это низкопрофессиональный
метод. Хотя, опять же, почему нет, если это работает. В принципе,
деньги не пахнут, и каждый выбирает свой уровень их добычи.
—
Непрошенную агрессивную бомбежку электронных почтовых ящиков
(спамминг) в целях «продвижения» товаров или услуг тоже можно
отнести к разновидностям Интернет-бизнеса. А насколько часто
практикуют его серьезные корпорации на Западе?
—
Да, это тоже вид бизнеса, но, по моему субъективному мнению,
недостойный серьезной компании. Если дядя Вася делает свистки
и пытается их продать таким образом, это одно дело. Но если
корпорация с оборотом 3 млрд. дол. в год пытается продать
собственное программное обеспечение путем забивания почтовых
ящиков своими «рекламными перлами», это совсем другое.
—
А какие именно виды бизнеса наиболее успешно развиваются в
Интернете? Давайте составим классификацию.
—
По традиции серьезнее всего Интернет-шоппинг поставлен у компаний,
продающих программное обеспечение. На их сайтах «привязаны»
и карточки, и базы данных. Это означает, что Web-сайт связан
с базой данных, в которой автоматически производится переучет
проданного товара и т. п. И еще - на таких сайтах обычно присутствуют
программы приема и перекодировки номеров кредитных карточек,
чтобы в защищенном от хакеров виде они могли поступить в распоряжение
продавца. Такая же система и у компаний по продаже музыкальных
кассет, СD и книг. Это легко объяснить - товар не нуждается
в примерке, и вариантов его не бывает много. Знаете, «Лунная
соната» - она и в Америке, и в Африке, где угодно - «Лунная».
Выбирай - СD или кассета - и покупай! (Здесь, конечно, «мэтр»
слегка перегибает палку. Классические произведения
могут исполняться различными коллективами. Точно так же и
у самих исполнителей могут быть как удачные проекты, так и
провальные. И Интернет-то как раз и может немного помочь покупателю
в том, чтобы разобраться, какие «вещи» лучше соответствуют
его вкусам и запросам. - Прим. ред.)
Как
ни странно, к этой же самой высокой категории относятся фирмы,
продающие одежду, например «Эдди Бауер», САР, и так далее.
Странно это потому, что одежду все-таки принято примерять
перед покупкой. Но факт есть факт. Этот метод продаж работает.
Наверное, секрет успеха в том, что и раньше эти компании продавали
одежду по бумажным каталогам, сейчас они просто расширили
диапазон, а психология их покупателей уже подготовлена.
Ко
второй категории относятся такие виды бизнеса, как продажа
мебели, стройматериалов и т. д. Например, в области, где работаю
я, сложно сделать настоящий шоппинг - слишком много индивидуальных
заказов. Но шоппинг можно «симулировать». Потенциальные покупатели
заходят на полноценный сайт - заполняют форму. Тут же получают
ответ: «Спасибо, мы с вами свяжемся». И через пару часов к
ним поступает телефонный звонок от компании-продавца.
И,
наконец, к третьей категории относятся либо мелкий бизнес,
либо компании, по каким-то причинам не заинтересованные в
серьезной коммерции в Интернете. Они просто имеют свои сайтик
с названием компании, описанием продукции и номером телефона.
До недавнего времени почему-то в эту категорию часто попадали
огромные страховые концерны.
Активно
развивается и отдельная новая система Интернет-бизнеса, где
и фирмы-то как таковой нет, а есть только Web-сайт, через
который ведется продажа конкретной продукции. А уже «за спиной»
у сайта стоят отдел программного обеспечения, службы маркетинга,
закупок и все остальное. Это экономит фирме огромные деньги.
Конечно, продукция продается дешевле, но зато она достигает
определенного круга потребителей. В данный момент я говорю
о фирмах, которые в основном занимаются перепродажей.
---------------------------------------------------------------------------------------------
—
Эдвард, а насколько сейчас важна для американской компании
ее реклама в Сети?
—
Это настолько популярный вид рекламы, что в последнее время
ко мне за помощью обращаются даже хозяева совсем маленьких
бизнесов, таких, как авторемонтные мастерские и фотоателье.
Вопрос для предпринимателей заключается уже не в том, быть
ли их онлайновой рекламе или не быть, а в том, какую часть
бюджета, выделенного на общую рекламу, потратить на Интернет.
—
И какую же часть рекламного бюджета тратят на Интернет-рекламу
крупные корпорации например, ваша) и мелкие фирмы (те же фотоателье)?
—
Это сложный вопрос. Все зависит от того, чем занимается компания.
Как правило, чем более компью-теризована область работы предприятия,
тем больше она тратит на Интернет-рекламу. Опять же, тот,
кто продает свою продукцию «в онлайне», тот и выделяет хороший
бюджет на рекламу в Сети. Конкретные цифры приводить не буду
- и в Америке есть свои коммерческие тайны... Но для общего
примера скажу, что компании, занимающиеся производством компьютерных
программ или частей к омпьютерам, тратят до 30% рекламных
денег на свои Wеb-сайты, а, например, страховые компании едва
переваливают за 3%.
—
А деньги на Интернет-рекламу в вашем бизнесе приходится именно
вырывать из бюджета?
—
К сожалению, директора предприятий - в основном люди старшего
поколения и к Интернету относятся с легким недоверием, поэтому
с ними гораздо легче говорить на языке цифр, например: «Мы
построили онлайновый каталог. И в этом году через него было
продано нашей продукции на сумму N дол. Если мы потратим еще
NN дол. на его расширение, он нам принесет NNN дол.» Любой,
даже самый консервативный директор уже знает, что без Wеb-сайта
не обойтись, но в областях, не связанных с компьютерами, пока
это еще проходит на довольно странном уровне. Например: «Наши
конкуренты сделали то-то и то-то на их Wеb-сайте. Значит,
и мы должны!»
—
Каковы тенденции развития Интернет-маркетинга сегодня?
—
Постепенно в обозримом будущем, я думаю, Интернат-маркетинг
станет не просто неотъемлемой частью общего маркетинга, а
даже, вполне вероятно, большей его частью. В Америке компьютер
и доступ в Интернет уже настолько подешевели, что доступны
практически каждому. А если добавить, что большинство товаров
можно не только рекламировать, но и продавать в онлайновом
режиме, одновременно определяя спрос, отыскивая и изучая потенциального
потребителя со всеми его потребностями, то прогнозы на будущее
самые радужные. (Пожалуй, следует уточнить, что в настоящее
время среди специалистов нет устоявшегося мнения по вопросу
об эффективности рекламы и торговли в Интернете. Очевидно,
что Эдвард в своих «радужных прогнозах на обозримое будущее»
исходит в большей степени из оптимистичных оценок, нежели
из пессимистичных, доля которых увеличивается в различных
регионах мира пропорционально уменьшению процента населения,
имеющего доступ к Интернету. -Прим. ред.)
—
Каковы, на ваш взгляд, перспективы репликации всех перечисленных
вами видов Интернет-бизнеса в России?
—
Я перечислю факты, а читатель уже сам сделает выводы о перспективах.
Качество русских Web-сайтов вполне соответствует мировым стандартам.
Уровень специалистов тоже. Техническое обеспечение оставляет
желать лучшего, но, в принципе, приемлемо. На мой взгляд,
все упирается в экономическую ситуацию. Из-за общей нестабильности
экономики невозможно или весьма тяжело наладить НАСТОЯЩУЮ
коммерцию в Интернете. Из-за нестабильности рубля трудно определить
цены. Но главное даже не это. Онлайновая коммерция требует
БЕЗНАЛИЧНОГО расчета. А в России частные лица, как правило,
не имеют банковских счетов, т. е. могут покупать только
за наличные деньги, которые в Интернете не ходят.
—
Насколько, по-вашему, приемлемы в России западные способы
ведения Интернет-бизнеса? Ваша классификация не претерпит
изменений?
—
Категория первая - шоппинг с базами данных и карточками -
будет отсутствовать еще долго. И никакие технологии здесь,
увы, не помогут. Дело тут, если хотите, не в программном обеспечении,
а в обеспечении стабильной экономической ситуации в стране.
(Тоже спорный момент, который, кстати, неоднократно повторяется
в ходе разговора. Можно без труда назвать не одно государство
со «стабильной» экономикой, где Интернет-бизнес невозможен
по определению. Так что, наверное, речь все же должна идти
о благоприятных экономических условиях для развития бизнеса
вообще и Интернет-бизнеса, в частности. - Прим. ред.)
Зато
вторая категория — форма а-ля «спасибо за запрос, сейчас мы
вам перезвоним насчет оплаты» - должна работать в России.
Это хороший способ. С одной стороны, все выглядит очень профессионально
- форма, моментальный возврат, динамика и так далее. С другой
стороны, никакой привязанности к общей стабильности экономики.
Как бы ни менялись курсы валют, вам сообщат цену товара, и
вы сумеете его приобрести.
Правда,
в Америке в таких случаях обычно по телефону запрашивается
номер кредитной карточки и отправляется продукция. В России
с карточками проблемы. Но всегда можно что-то придумать. Например,
оплата может производиться в момент получения товара. Это,
конечно, не так удобно и более рискованно. Но все же выход
из положения. (А вот здесь Эдвард очень близок к истине. Так
или примерно так выглядят наиболее прогрессивные формы Интернет-коммерции
в современной российской действительности. Пионерами в этой
области у нас выступили крупные компьютерные компании - «Формоза»,
Vist, R-stilе. Особняком в списке стоит Интернет-магазин www.dostavka.ru
- это как раз и есть тот случай, когда Wеb-сайт является главным
звеном в бизнес-структуре, а все остальные звенья - вспомогательные.
- Прим. ред.)
Ну
и, наконец, третья группа - обычные Wеb-сайты. Это должно
быть у каждого, кто вообще считает свое заведение бизнесом.
Я понимаю, что могут возникнуть затруднения, связанные с оплатой
за получение имени. И совершенно не считаю, что тот же вышеупомянутый
дядя Вася должен иметь свое имя www.дядяВасиныСвистки.ru.
Но свой сайт, пусть под именем провайдера, все-таки необходим.
Я убежден, что это начнет приносить какие-то деньги даже дяде
Васе.
—
Значит, оправданность внедрения электронной коммерции в России
есть?
—
Хочется верить, что Россия сможет восстановить стабильность
экономики достаточно быстро. Интернет-коммерция сама возьмет
свое в условиях стабильности. Но чтобы она взяла свое именно
у вас, а не у конкурентов, начинать, я думаю, нужно сейчас.
И не ждать, пока другие нагреют на этом руки.
Журнал
"Hard & Soft", №9, 1999 (www.hardnsoft.ru)
|