Библиотека - Интернет и фирма


Такая у нас работа... 
приносить компании деньги через Интернет
 
Ирина Вавилова 


Мы в такие ходили дали, что не очень-то и дойдешь, 
Мы такие мешки таскали, что не очень-то и возьмешь, 
Мы в таких квартирах бывали, где и лучше совсем не быть, 
Мы таких детей поздравляли, что уйти и скорей забыть...
                      Из пародии на песню 

«И всего только надо - опустить паруса...» 

Об Интернет-бизнесе сегодня говорят практически везде - от пригородных электричек и поездов дальнего следования до Государственной Думы и прочих одиозных заведений. Мнения высказываются самые разные, подчас полярные. Точек зрения так много, и порой они бывают столь странные, что разобраться в них весьма непросто. 
А тем временем в российском Интернете появляется все больше сайтов, владельцы которых всерьез задумываются об использовании технологий онлайновой коммерции. И пользователи все чаще сталкиваются с проявлениями этой тенденции, блуждая по «рунетовским» просторам. Мы долго присматривались к теме Интернет-бизнеса, считая ее неинтересной для читательской аудитории нашего журнала. Возможно, мы ошибались. Судить об этом вам. 

Чтобы развеять наши сомнения, мы решили обратиться к человеку, который несколько лет назад перебрался из нашей страны на Запад, а ныне стал настоящим экспертом в области «онлайнового предпринимательства». Его оценки ситуации - далеко не всегда бесспорные - нам показались хорошей отправной точкой для диалога об Интернет-коммерции на страницах Наrd'n'Soft. Продолжение же его будет зависеть от вас. 

Знакомьтесь: Эдвард Призант, начальник отдела Интернет-рекламы в одном из подразделений концерна Тусо international (www.tyсо.соm). Независимый эксперт-консультант по WеЬ-маркетингу. Город Чикаго, штат Иллинойс. За последние три месяца Эдвард принес концерну больше денег, чем он ему выплатит за следующие десять лет. А зарплата господина Призанта в месяц составляет... Ну, такие суммы даже как-то неприлично указывать в наши посткризисные (предкризисные?) времена.
Концерн Тусо international, специализирующийся, помимо прочего, на выпуске труб, вентилей, пожарных кранов и т. п., на мировом рынке работает более ста лет. Однако в Интернете он присутствует всего лишь четыре года. Серьезно же к вопросу продвижения в Сети своей продукции концерн подошел только с приходом Эдварда — чуть более полугода назад. Сегодня Тусо international имеет около тридцати собственных Wеb-сайтов. На все свои сто с лишним заводов. 
Такой большой концерн и так недавно в Интернете... В самом деле, а стоит ли связывать свой бизнес еще и с Сетью? Для нашего с вами бывшего соотечественника, превратившегося за две последние пятилетки в преуспевающего американского предпринимателя, ответ на этот вопрос очевиден. 

— Эдвард, давайте определимся, что мы понимаем под Интернет-бизнесом? 

— Под Интернет-бизнесом мы понимаем бизнес на Интернете. Любая реклама, маркетинг, все виды онлайновых продаж, просто баннеры, рекламирующие определенные Web-сайты, — все это и есть бизнес (или, говоря более старомодно, коммерция) в Интернете. А далее существуют различные методы и уровни сложности — от «Позвоните нам по телефону» и до «Введите номер своей кредитной карты». 

— Все ли виды онлайновых продаж с одинаковой активностью развиваются в Америке? И какие из них наиболее выгодны? 

— Развиваются все, причем количество Web-сайтов удваивается каждые 8 месяцев (и это уже устаревшие данные). А вот виды Интернет-продаж в свою очередь делятся по уровням сложности сайтов. Для себя я условно определяю три вида: 
1. Информационный Web-сайт: «Позвоните нам или отправьте Е-mail». 
2. «Симуляция» шоппинга - сайт с формами, которые необходимо заполнить, а вам приходит ответ: «Мы получили вашу информацию и позвоним вам насчет оплаты» (или нечто подобное). 
3. Настоящий шоппинг — прием кредитных карт в онлайновом режиме. 
Правда, есть и четвертый - как бы усложненный третий — прием карт, но за ним база данных продукции, которая автоматически подсчитывает ассортимент в наличии и дает продавцу знать, когда пора закупить продукцию, какие у него расходы и так далее. 
Из всех перечисленных видов нельзя выделить самый выгодный способ — все зависит от отрасли и компании. 

— А сообщения типа «Хотите делать бизнес на Интернете?» и т. п., которые с завидной регулярностью получаешь по Е-mail и IСО здесь, в России... Вы в Америке такие послания тоже получаете? 

— Нет, лично я, кроме ссылок на порносайты, никаких предложений по 1СО не получаю. А по электронной почте некоторые пытаются протолкнуть свой товар, но, на мой взгляд, это низкопрофессиональный метод. Хотя, опять же, почему нет, если это работает. В принципе, деньги не пахнут, и каждый выбирает свой уровень их добычи. 

— Непрошенную агрессивную бомбежку электронных почтовых ящиков (спамминг) в целях «продвижения» товаров или услуг тоже можно отнести к разновидностям Интернет-бизнеса. А насколько часто практикуют его серьезные корпорации на Западе? 

— Да, это тоже вид бизнеса, но, по моему субъективному мнению, недостойный серьезной компании. Если дядя Вася делает свистки и пытается их продать таким образом, это одно дело. Но если корпорация с оборотом 3 млрд. дол. в год пытается продать собственное программное обеспечение путем забивания почтовых ящиков своими «рекламными перлами», это совсем другое. 

— А какие именно виды бизнеса наиболее успешно развиваются в Интернете? Давайте составим классификацию. 

— По традиции серьезнее всего Интернет-шоппинг поставлен у компаний, продающих программное обеспечение. На их сайтах «привязаны» и карточки, и базы данных. Это означает, что Web-сайт связан с базой данных, в которой автоматически производится переучет проданного товара и т. п. И еще - на таких сайтах обычно присутствуют программы приема и перекодировки номеров кредитных карточек, чтобы в защищенном от хакеров виде они могли поступить в распоряжение продавца. Такая же система и у компаний по продаже музыкальных кассет, СD и книг. Это легко объяснить - товар не нуждается в примерке, и вариантов его не бывает много. Знаете, «Лунная соната» - она и в Америке, и в Африке, где угодно - «Лунная». Выбирай - СD или кассета - и покупай! (Здесь, конечно, «мэтр» слегка перегибает    палку. Классические произведения могут исполняться различными коллективами. Точно так же и у самих исполнителей могут быть как удачные проекты, так и провальные. И Интернет-то как раз и может немного помочь покупателю в том, чтобы разобраться, какие «вещи» лучше соответствуют его вкусам и запросам. - Прим. ред.) 
Как ни странно, к этой же самой высокой категории относятся фирмы, продающие одежду, например «Эдди Бауер», САР, и так далее. Странно это потому, что одежду все-таки принято примерять перед покупкой. Но факт есть факт. Этот метод продаж работает. Наверное, секрет успеха в том, что и раньше эти компании продавали одежду по бумажным каталогам, сейчас они просто расширили диапазон, а психология их покупателей уже подготовлена. 

Ко второй категории относятся такие виды бизнеса, как продажа мебели, стройматериалов и т. д. Например, в области, где работаю я, сложно сделать настоящий шоппинг - слишком много индивидуальных заказов. Но шоппинг можно «симулировать». Потенциальные покупатели заходят на полноценный сайт - заполняют форму. Тут же получают ответ: «Спасибо, мы с вами свяжемся». И через пару часов к ним поступает телефонный звонок от компании-продавца. 

И, наконец, к третьей категории относятся либо мелкий бизнес, либо компании, по каким-то причинам не заинтересованные в серьезной коммерции в Интернете. Они просто имеют свои сайтик с названием компании, описанием продукции и номером телефона. До недавнего времени почему-то в эту категорию часто попадали огромные страховые концерны. 
Активно развивается и отдельная новая система Интернет-бизнеса, где и фирмы-то как таковой нет, а есть только Web-сайт, через который ведется продажа конкретной продукции. А уже «за спиной» у сайта стоят отдел программного обеспечения, службы маркетинга, закупок и все остальное. Это экономит фирме огромные деньги. Конечно, продукция продается дешевле, но зато она достигает определенного круга потребителей. В данный момент я говорю о фирмах, которые в основном занимаются перепродажей. 

---------------------------------------------------------------------------------------------

— Эдвард, а насколько сейчас важна для американской компании ее реклама в Сети? 

— Это настолько популярный вид рекламы, что в последнее время ко мне за помощью обращаются даже хозяева совсем маленьких бизнесов, таких, как авторемонтные мастерские и фотоателье. Вопрос для предпринимателей заключается уже не в том, быть ли их онлайновой рекламе или не быть, а в том, какую часть бюджета, выделенного на общую рекламу, потратить на Интернет. 

— И какую же часть рекламного бюджета тратят на Интернет-рекламу крупные корпорации например, ваша) и мелкие фирмы (те же фотоателье)? 

— Это сложный вопрос. Все зависит от того, чем занимается компания. Как правило, чем более компью-теризована область работы предприятия, тем больше она тратит на Интернет-рекламу. Опять же, тот, кто продает свою продукцию «в онлайне», тот и выделяет хороший бюджет на рекламу в Сети. Конкретные цифры приводить не буду - и в Америке есть свои коммерческие тайны... Но для общего примера скажу, что компании, занимающиеся производством компьютерных программ или частей к  омпьютерам, тратят до 30% рекламных денег на свои Wеb-сайты, а, например, страховые компании едва переваливают за 3%. 

— А деньги на Интернет-рекламу в вашем бизнесе приходится именно вырывать из бюджета? 

— К сожалению, директора предприятий - в основном люди старшего поколения и к Интернету относятся с легким недоверием, поэтому с ними гораздо легче говорить на языке цифр, например: «Мы построили онлайновый каталог. И в этом году через него было продано нашей продукции на сумму N дол. Если мы потратим еще NN дол. на его расширение, он нам принесет NNN дол.» Любой, даже самый консервативный директор уже знает, что без Wеb-сайта не обойтись, но в областях, не связанных с компьютерами, пока это еще проходит на довольно странном уровне. Например: «Наши конкуренты сделали то-то и то-то на их Wеb-сайте. Значит, и мы должны!» 

— Каковы тенденции развития Интернет-маркетинга сегодня? 

— Постепенно в обозримом будущем, я думаю, Интернат-маркетинг станет не просто неотъемлемой частью общего маркетинга, а даже, вполне вероятно, большей его частью. В Америке компьютер и доступ в Интернет уже настолько подешевели, что доступны практически каждому. А если добавить, что большинство товаров можно не только рекламировать, но и продавать в онлайновом режиме, одновременно определяя спрос, отыскивая и изучая потенциального потребителя со всеми его потребностями, то прогнозы на будущее самые радужные. (Пожалуй, следует уточнить, что в настоящее время среди специалистов нет устоявшегося мнения по вопросу об эффективности рекламы и торговли в Интернете. Очевидно, что Эдвард в своих «радужных прогнозах на обозримое будущее» исходит в большей степени из оптимистичных оценок, нежели из пессимистичных, доля которых увеличивается в различных регионах мира пропорционально уменьшению процента населения, имеющего доступ к Интернету. -Прим. ред.) 

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы репликации всех перечисленных вами видов Интернет-бизнеса в России?

— Я перечислю факты, а читатель уже сам сделает выводы о перспективах. Качество русских Web-сайтов вполне соответствует мировым стандартам. Уровень специалистов тоже. Техническое обеспечение оставляет желать лучшего, но, в принципе, приемлемо. На мой взгляд, все упирается в экономическую ситуацию. Из-за общей нестабильности экономики невозможно или весьма тяжело наладить НАСТОЯЩУЮ коммерцию в Интернете. Из-за нестабильности рубля трудно определить цены. Но главное даже не это. Онлайновая коммерция требует БЕЗНАЛИЧНОГО расчета. А в России частные лица, как правило, не имеют банковских счетов, т. е. могут  покупать только за наличные деньги, которые в Интернете не ходят. 

— Насколько, по-вашему, приемлемы в России западные способы ведения Интернет-бизнеса? Ваша классификация не претерпит изменений? 

— Категория первая - шоппинг с базами данных и карточками - будет отсутствовать еще долго. И никакие технологии здесь, увы, не помогут. Дело тут, если хотите, не в программном обеспечении, а в обеспечении стабильной экономической ситуации в стране. (Тоже спорный момент, который, кстати, неоднократно повторяется в ходе разговора. Можно без труда назвать не одно государство со «стабильной» экономикой, где Интернет-бизнес невозможен по определению. Так что, наверное, речь все же должна идти о благоприятных экономических условиях для развития бизнеса вообще и Интернет-бизнеса, в частности. - Прим. ред.) 
Зато вторая категория — форма а-ля «спасибо за запрос, сейчас мы вам перезвоним насчет оплаты» - должна работать в России. Это хороший способ. С одной стороны, все выглядит очень профессионально - форма, моментальный возврат, динамика и так далее. С другой стороны, никакой привязанности к общей стабильности экономики. Как бы ни менялись курсы валют, вам сообщат цену товара, и вы сумеете его приобрести. 
Правда, в Америке в таких случаях обычно по телефону запрашивается номер кредитной карточки и отправляется продукция. В России с карточками проблемы. Но всегда можно что-то придумать. Например, оплата может производиться в момент получения товара. Это, конечно, не так удобно и более рискованно. Но все же выход из положения. (А вот здесь Эдвард очень близок к истине. Так или примерно так выглядят наиболее прогрессивные формы Интернет-коммерции  в современной российской действительности. Пионерами в этой области у нас выступили крупные компьютерные компании - «Формоза», Vist, R-stilе. Особняком в списке стоит Интернет-магазин www.dostavka.ru - это как раз и есть тот случай, когда Wеb-сайт является главным звеном в бизнес-структуре, а все остальные звенья - вспомогательные. - Прим. ред.) 
Ну и, наконец, третья группа - обычные Wеb-сайты. Это должно быть у каждого, кто вообще считает свое заведение бизнесом. Я понимаю, что могут возникнуть затруднения, связанные с оплатой за получение имени. И совершенно не считаю, что тот же вышеупомянутый дядя Вася должен иметь свое имя www.дядяВасиныСвистки.ru.   Но свой сайт, пусть под именем провайдера, все-таки необходим. Я убежден, что это начнет приносить какие-то деньги даже дяде Васе. 

— Значит, оправданность внедрения электронной коммерции в России есть?

— Хочется верить, что Россия сможет восстановить стабильность экономики достаточно быстро. Интернет-коммерция сама возьмет свое в условиях стабильности. Но чтобы она взяла свое именно у вас, а не у конкурентов, начинать, я думаю, нужно сейчас. И не ждать, пока другие нагреют на этом руки.
 

Журнал "Hard & Soft", №9, 1999 (www.hardnsoft.ru)
 
Сайт управляется системой uCoz